Положение о внутреннем контроле

admin/ Февраль 24, 2019/ Documents

УТВЕРЖДЕНО

решением общего собрания акционеров

АО «Узбекэкспертиза»

от «10» июня 2016г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«УЗБЕКЭКСПЕРТИЗА»

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Общие положения 3

 

  1. Определение и цели системы внутреннего контроля          3

 

  • Принципы функционирования системы внутреннего контроля 4

 

  1. Компоненты системы внутреннего контроля 5

 

  1. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль 6

 

  1. Процедуры и методы внутреннего контроля 8

 

  • Заключительные положения 9

 

  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. Настоящее Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) акционерного общества «Узбекэкспертиза» (далее — Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, уставом Общества, Кодексом корпоративного управления, утвержденного протоколом заседания Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления за № 9 от 31.12.2015г. и внутренними документами Общества.
  3. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.
  4. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО

КОНТРОЛЯ

  1. Внутренний контроль — это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления с целью получения достижений Общества в следующих сферах:
  • эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;
  • надежность и достоверность финансовой отчетности;
  • соответствие законодательству и нормам права, которые регулируют
    деятельность Общества.

 

  1. Система внутреннего контроля — это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и осуществляемых в Обществе ревизионной комиссией, службой внутреннего аудита, наблюдательным советом, исполнительным органом и другими сотрудниками на всех уровнях (далее — субъекты внутреннего контроля) и по всем функциям. Квалификация членов органов внутреннего контроля АО «Узбекэкспертиза» установлена в Положениях об их деятельности.
  2. Процедуры внутреннего контроля – это совокупность мер, осуществляемых ревизионной комиссией, наблюдательным советом, исполнительным органом, а также подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее — подразделения   Общества),   и   направленных   на   выявление   нарушений законодательства и внутренних документов АО «Узбекэкспертиза» при осуществлении финансово — хозяйственной     деятельности,     на     оценку     эффективности достижения   Обществом   поставленных   целей,   а   также   взаимодействия субъектов   внутреннего   контроля   между   собой   в   процессе   реализации процедур внутреннего контроля.

 

  1. Основной целью   внутреннего   контроля   является   обеспечение
    защиты   прав   и   законных   интересов   всех   акционеров.
  2. Внутренний контроль призван обеспечить в оперативном режиме:
  • сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
  • соблюдение требований действующего законодательства и внутренних документов Общества;
  • выполнение стратегии развития общества на среднесрочный и долгосрочный период, бизнес-планов Общества;
  • полноту и достоверность бухгалтерских документов, финансовой отчетности и управленческой информации Общества;
  • выявление, идентификацию и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
  • планирование и управление рисками в деятельности Общества, включая принятие своевременных и адекватных решений по управлению риском;
  • установление и поддержание хорошей репутации Общества в деловых кругах и у потребителей;
  • адекватность, прозрачность и объективность выплаты вознаграждений и компенсаций, в том числе его размеров, членам исполнительного органа, наблюдательного совета и ревизионной комиссии.

III. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

  1. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих
    принципах:
  • бесперебойное функционирование — постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего контроля позволяет Обществу своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предупреждать их возникновение в будущем;
  • подотчетность всех участников системы внутреннего контроля -качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется другим участником системы внутреннего контроля;
  • разделение обязанностей — Общество стремится не допустить дублирования контрольных функций, и эти функции должны распределяться между работниками таким образом, чтобы одно и то же лицо не объединяло функции, связанные с утверждением операций с определенными активами, с учетом операций, обеспечением сохранности активов и проведением их инвентаризации;
  • надлежащее одобрение и утверждение операций — Общество стремится установить порядок утверждения всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах их соответствующих полномочий;
  • обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль, и его функциональная подотчетность непосредственно Наблюдательному совету через Управление корпоративных отношений с акционерами и экономического анализа (УКОАЭА) Общества;
  • ответственность всех субъектов внутреннего контроля, работающих в Обществе, за надлежащее выполнение контрольных функций;
  • осуществление внутреннего контроля на основе четкого взаимодействия всех подразделений Общества;
  • постоянное развитие и совершенствование — Общество стремится обеспечить условия для гибкой настройки системы внутреннего контроля, чтобы она могла быть адаптирована с учетом необходимости решать новые задачи, расширять и совершенствовать саму систему;
  • своевременность передачи сообщений об отклонениях — в Обществе установлены максимально короткие сроки передачи соответствующей информации лицам, уполномоченным принимать решения об устранении отклонений;
  • определение приоритетности областей деятельности Общества, в которых налаживается контроль — выделяются стратегические направления, охватываемые системой внутреннего контроля, даже если эффективность их функционирования (соотношение «затраты — экономический эффект») трудно измерить.
  1. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
  2. Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:
  • контрольная среда, включающая в себя этические ценности и компетентность сотрудников Общества, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны наблюдательного совета;
  • оценка рисков — представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях и внутренне последовательных;
  • деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что решения руководства исполняются, и включающая целый ряд самых разнообразных действий, таких как: выдача одобрений, санкций,    подтверждений,    проведение   проверок,    контроль текущей   деятельности,   гарантия   безопасности   активов   и   разделение полномочий;
  • деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими включающая, в том числе создание эффективных каналов обмена информацией в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения. Общество принимает меры для защиты от несанкционированного доступа к информации;
  • мониторинг — процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы с течением времени. Оценка системы внутреннего контроля проводится для определения вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности, выяснения существенности этих ошибок и определения способности системы внутреннего контроля обеспечить выполнение поставленных задач. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля в АО «Узбекэкспертиза» решением Общего собрания акционеров на основании предложения Наблюдательного совета может быть привлечена независимая профессиональная организация — консультант.
  1. ОРГАНЫ И ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ВНУТРЕННИЙ

КОНТРОЛЬ

  1. Внутренний контроль   осуществляется   ревизионной   комиссией,
    наблюдательным советом Общества, руководителем исполнительного органа, службой внутреннего аудита, а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет в установленном  порядке  ответственность за внутренний контроль.
  2. Функции, права и обязанности, ответственность, порядок расчета
    компенсаций и   выплачиваемых   вознаграждений,   функционирующих   в
    Обществе    подразделений,    предусмотрены    внутренними    документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, прямо или косвенно    затрагивающие    вопросы    внутреннего    контроля    не    могут противоречить настоящему Положению.
  3. В целях обеспечения системного характера контроля финансово-
    хозяйственной деятельности Общества, проведение процедур внутреннего
    контроля осуществляется  уполномоченным  подразделением   Общества  —
    службой   внутреннего   аудита,   а   в   случае   отсутствия   такой   службы
    ревизионной комиссией Общества, ответственным за внутренний контроль,
    во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества.
  4. В функции Наблюдательного совета входит:
  • определение направления развития и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
  • ежегодное сообщение на годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведенного анализа и оценки надёжности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов руководителя исполнительного органа Общества, внутреннего и внешнего аудитов, ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренней политики и процедур;
  • определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
  • постоянное совершенствование процедур внутреннего контроля.
  1. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и
    полнотой финансовой отчётности, надёжностью и эффективностью системы
    внутреннего контроля   Общества   возлагается   на   УКОАЭА Общества, роль, цели, задачи и полномочия которой отражены
    в Положения УКОАЭА АО «Узбекэкспертиза» Общества.
  2. Ответственность за   ее   функционирование,   в   соответствии   с
    утверждённой наблюдательным советом политикой в области внутреннего
    контроля Общества, возлагается на руководителя исполнительного органа.
    Руководитель   исполнительного   органа   Общества   внедряет   процедуры
    системы     внутреннего     контроля     и     обеспечивает     ее     эффективное
    функционирование, своевременно информируя наблюдательный совет обо
    всех рисках Общества,  существенных недостатках системы внутреннего
    контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.
  3. Сотрудники (включая   руководителей)   подразделений   любого
    уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие
    в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля.
    В  их обязанности входит справляться  с  нестандартными  ситуациями и
    проблемами  по  мере  их возникновения.   О значительных  вопросах или
    возникших   по    конкретной    сделке    рисках,    сотрудники   докладывают
    вышестоящему руководству Общества.
  4. Ответственность за   осуществление   контроля   над   финансово-
    хозяйственной деятельностью Общества и его обособленных подразделений,
    возлагается  на  постоянно   действующий   орган  внутреннего   контроля   —
    Ревизионную комиссию, роль, цели, задачи, полномочия которой отражены в
    Положении о Ревизионной комиссии.
  5. Ответственность за   осуществление   регулярного   контроля   над
    исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием
    совершаемых      финансово      —      хозяйственных      операций      Общества
    законодательству Республики Узбекистан и Уставу Общества в целом, его обособленных подразделений, а также над полнотой и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на службе внутреннего аудита, роль, цели, задачи, полномочия которой отражены в Положении о службе внутреннего аудита, а   в   случае   отсутствия   такой   службы
    ревизионной комиссией Общества.

Положение о службе внутреннего аудита утверждается наблюдательным советом Общества.

  1. Служба внутреннего    аудита    Общества    отчитывается    перед
    Наблюдательного совета Общества о результатах внутреннего
    аудита,    системы   внутреннего   контроля.    Служба   внутреннего   аудита
    Общества подчиняется Наблюдательному совету Общества.
  2. Следующие лица   не   вправе   занимать   должности   в   службе
    внутреннего аудита Общества:

 

  • лица, имеющиеся непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка;
  • лица, являющиеся  руководителем  или  членами  исполнительного
    органа Общества;
  • лица, являющиеся   учредителями   (акционерами,   участниками),
    руководителем  или  членами  исполнительного  органа либо  работниками
    иного юридического лица, являющегося конкурентом Обществу;

Иные требования к лицам, входящим в состав службы внутреннего аудита, могут устанавливаться Наблюдательном советом Общества.

  1. Надлежащее функционирование  системы  внутреннего   контроля
    зависит  также   от  профессионализма  сотрудников.   Общество   прилагает
    усилия к тому, чтобы система подбора, найма, обучения, подготовки кадров
    и   продвижению   сотрудников   по   службе    обеспечивала   их   высокую
    квалификацию и соблюдение ими высоких этических стандартов.
  2. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
  3. Процедуры внутреннего контроля Общества включают:
  • определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
  • оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
  • оценка эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов;
  • определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
  • рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
  • использование адекватных способов учета событий, операций и транзакций;
  • проверку сохранности активов;
  • надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
  • регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
  • доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
  • распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждению операций, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);
  • утверждение и осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
  • иные процедуры необходимые для достижения целей внутреннего контроля.
  1. При проведении  процедур  внутреннего  контроля  применяются
    методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также
    иные   методы,   необходимые   для   осуществления   процедур   внутреннего
    контроля.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение, а также изменения и дополнения в него
    утверждаются решением общего собрания акционеров.
  2. Дополнения и изменения в настоящее Положение вносятся по
    предложению членов наблюдательного совета Общества, внешнего аудитора
    Общества, ревизионной комиссии Общества, службы внутреннего аудита
    Общества, руководителя исполнительного органа Общества.
  • Если в  результате  изменения законодательства и  нормативных
    актов Республики  Узбекистан  отдельные  статьи  настоящего  Положения
    вступают в противоречие с ними, эти статьи утрачивают силу, и до момента
    внесения      изменений      в      Положение      Общество      руководствуется
    законодательством и нормативными актами Республики Узбекистан.